Как мужчина и женщина понимают выражение «стеклянный потолок»?

Подруга рассказала мне историю из своего детства. Она, ее старший брат и его друзья играли то в ковбоев, то в индейцев, то в полицейских, то в грабителей. Чаще всего она была единственной девочкой в игре. Всякий раз, когда она играла очень хорошо, ее брат кричал: «Тебе нельзя заходить в запретную зону!» Моя подруга понятия не имела о том, что такое запретная зона, но, когда та появлялась, она лишала подругу шансов на победу. Девочка была так рада, что мальчишки приняли ее в свою игру, что соглашалась на существование запретной зоны - все равно лучше, чем играть одной.

Сегодня, когда меня так часто спрашивают о стеклянном потолке, мне хочется закричать: «Запретной зоны не существует!»

В конце концов, разве нельзя считать, что стеклянный потолок - некий невидимый барьер, отделяющий высший уровень руководства каждой компании, который не могут перейти, - это чисто мужская придумка? Почему мы должны принимать его как данность только на том основании, что на самом верху действительно нет женщин? Может быть, это просто естественная преграда, перебраться через которую мы пока не нашли способа?

В прошлом женщины преодолели множество 1.1ких «потолков», и всякий раз граница перемещалась все выше. Ныло время, когда она находилась прямо над креслом вице-президента, потом исполнительного вице-президента и наконец - президента. Сейчас стеклянный потолок висит прямо под председателем совета директоров. Эту метафору можно будет использовать до тех пор, пока в стране не останется ни одной должности, которую не занимала бы женщина.

Главная проблема, связанная с понятием стеклянного потолка, заключается в том, что он дает мужчинам повод не обращаться с женщинами как с равными. Ты когда-нибудь играла в игру, в которой твой соперник имеет право сказать, что тебе нельзя выигрывать, - и ты с ним соглашаешься?

Многие из нас в определенный момент останавливается на пути к вершине, это правда. Но нельзя винить в этом лишь пресловутый потолок. Здесь действует целый комплекс факторов.

Фактор первый: мы стремимся сбалансировать свою жизнь. Мы часто боимся, что, добравшись до пика карьеры, не сможем уделять время другим сторонам жизни. Ошибочное мнение. Многие руководители среднего звена работают больше генеральных директоров. На вершине не больше и не меньше сбалансированности, чем на полпути к ней.

Фактор второй: поскольку мы не склонны занимать должности, ведущие на самый верх, поскольку мы реже бываем высококвалифицированными специалистами и чаще заняты в сфере обслуживания, нас редко можно найти на тех должностях, которые служат трамплином для будущих генеральных директоров. По данным ведущей некоммерческой организации Catalyst, занимающейся проблемами женщин в бизнесе, «только 8,6% ведущих сотрудников в компаниях составляют женщины... если бы нам надо было назвать главное препятствие на пути женщин к карьерному росту, им было бы именно это». Иначе говоря, гораздо больше женщин должны становиться высококвалифицированными специалистами и ведущими сотрудниками.

Фактор третий: недостаток уверенности в себе. Нам надо помнить о том, что утверждения «Я могу» и «Я не могу» равнозначны. Если ты считаешь, что можешь - значит можешь, если считаешь, что не можешь - значит не можешь. Веря в существование стеклянного потолка или считая, что это повышение не может быть твоим, ты даешь себе установку: «Я не могу». Переместившись из сферы возможного в сферу невозможного, ты сама позволяешь осуществиться своим худшим ожиданиям. Ты становишься более осторожной и подозрительной. Тебя переполняют не силы, а сомнения.

Зачем подтверждать миф о том, что тебе уготована некая судьба, вместо того чтобы самой определять свое будущее? Почему бы не дать понять коллегам - и мужчинам, и женщинам, - что стеклянного потолка не существует и что ты намерена это доказать? Представь себе, что было бы, будь Колумб уверен, что Земля плоская? Настанет день, когда обо всех женщинах - исполнительных директорах компаний рейтинга Fortune 500 скажут: «Представьте себе, что было бы, если бы они верили россказням о стеклянном потолке».

Едва ли не каждый день я слышу об очередной женщине, которая покидает компанию и организует собственный бизнес. Я понимаю причины, лежащие в основе этой тенденции, и все те сложности, с которыми сталкиваются женщины. - начиная с убежденности в том, что добиться успеха нам куда сложнее, чем мужчинам, и заканчивая необходимостью поддерживать семейный очаг.

Но мне хочется призвать этих женщин хорошо подумать, прежде чем уходить. Покинув корпоративную арену, вы не будете иметь того же влияния на большой бизнес, а значит не будете иметь влияния на мир. Если мы хотим, чтобы наш рынок и наши товары были в большей степени ориентированы на женщин и семейные ценности, то должны стать частью команды, которая этого добьется. Очень важно, чтобы на влиятельных должностях нас было как можно больше.

Ваш уход не поможет тем из нас, кто остается. Это не поможет принципиально изменить основной подход к ведению бизнеса. Крупные корпорации влияют на нашу жизнь. Они создают развлекательные передачи, которые мы ругаем, еду, которую мы считаем вредной, и рекламу, которая кажется нам примитивной. Чем больше женщин будет среди тех, кто принимает ключевые решения, тем приятнее для нас станет мир.

© 2008 Все права защищены internet-busines.ru